Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шварц иван григорьевич

Энциклопедический словарь

ШВАРЦ Иван Григорьевич - ШВАРЦ Иван Григорьевич (Егорьевич) (нем. Иоганн Георг) [1751, Трансильвания - 17 (28) января 1784, с. Очаково, близ Москвы], философ, масон, лидер и теоретик русских розенкрейцеров.

Основные биографические вехи

О жизни Шварца до приезда в Россию в отечественном масоноведении практически ничего не известно. Во время заграничного путешествия по Европе князь И. С. Гагарин в 1776 познакомился с молодым немцем и предложил ему место воспитателя детей одного из своих друзей. Шварц принял предложение и летом того же года прибыл в Могилев. Через поэта В. И. Майкова (см. МАЙКОВ Василий Иванович), масона английской системы в России, знакомится с князем Н. Н. Трубецким. Князь принял его в свою ложу. В свою очередь Шварц с разрешения главы английской системы масонства в России - Великого Провинциального мастера И. П. Елагина (см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич) - организовывает свою масонскую ложу в Могилеве.

Русские братья различных масонских систем находились в постоянных идейных исканиях подлинного масонского братства. До могилевских братьев дошли слухи, что якобы в Курляндии действует старое истинное масонство, и они отправили Шварца в Митаву для установления масонских связей. После возвращения в Могилев он преобразовывает ложу по системе строгого наблюдения.

В 1779 переезжает в Москву, где и происходит его знакомство с Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович). Здесь он первоначально получает место профессора немецкого языка, а затем и профессора философии университета. При непосредственном участии Шварца были организованы: учительская и переводческая семинарии при университете, первое общество учащейся молодежи - «Собрание университетских питомцев», «Дружеское ученое общество». Деятельность Шварца шла в трех направлениях: 1) распространение правил хорошего воспитания; 2) перевод и издание полезных книг и поддержка издательской деятельности Н. И. Новикова; 3) подготовка квалифицированных преподавателей.

В начале 1781 он начал издавать «Московскую немецкую газету», где распространялись мысли о просвещении. Однако газета на немецком языке не смогла завоевать широкий круг читателей и была закрыта.

В 1781-1782 по поручению «эклектической» ложи «Гармония» Шварц посетил главные центры западноевропейского масонства. По результатам поездки: 1) Россия признана VIII свободной и независимой провинцией масонского мира; 2) Шварц утвержден верховным представителем теоретической степени Соломоновых наук в России, Н. И. Новиков назначен рангом ниже - главным надзирателем теоретической степени, и они организуют круг первых русских розенкрейцеров, составивший основу «Дружеского ученого общества».

Казалось бы, ничего не предвещает неприятностей в деятельности Шварца. Однако в конце 1782 он подает в отставку из университета по формальному поводу, но не прекращает педагогической деятельности и читает лекции у себя дома. Кроме того, в доме Шварца находились специальная масонская типография, состоящая из двух печатных станков. Изданная здесь литература предназначалась для «внутреннего пользования» и в открытую печать не поступала.

Умер Шварц в подмосковном имении князей Трубецких Очакове, где и был похоронен по православному обычаю.

Наследие

В библиографии работ Шварца по рукописным собраниям выделяются: 1) курс эстетической критики; 2) публичные лекции 19 и 26 июня, 3 июля, 17 июля, которые затем превратились в особый курс «философской истории», прочитанный с 17 августа 1782 по 5 апреля 1783; 3) особый курс, отчасти включающий предыдущий, который читался в Дружеском Ученом Обществе, начиная с 23 августа 1782; 4) приватный курс из 17 лекций «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном», который Шварц читал у себя на дому по воскресеньям с 3 сентября по 31 декабря 1782.

Лекции непосредственно связаны и примыкают к тем речам, которые произносились в масонских ложах, выступая своеобразным введением к Теоретической степени Соломоновых наук. «Простое слово Шварца, - вспоминал ученик новиковского кружка А. Ф. Лабзин (см. ЛАБЗИН Александр Федорович), - исторгало из рук многих соблазнительные и безбожные книги и поместило на их место Святую Библию» (Сионской Вестник, 1818, № 2. С. 223).

В лекционных курсах Шварц провозглашал Библию главным источником личной веры и познания мира; она выступает непосредственным предметом изучения на основе аллегорического, метафорического толкования (масонская экзегетика) и содержит весь необходимый свод божественных истин для теоретического познания мира и руководства в повседневной жизни человека. Тем самым Шварц утверждал идею универсального христианства и приравнивал любовь к ближнему к службе ближнему, религиозно освящая практическое служение людям.

В понимании мира исходил из принципов иерархической структуры бытия и мистического реализма, рассматривая человека как «экстракт всего сущего». Познание мира было поставлено Шварцем в прямую зависимость от открытия «внутреннего человека» и «Царства Божия внутри нас».

Переход от «ветхого» к «новому Адаму» основывался на методе «прогрессивного откровения», т. е. божественные истины и духовный смысл мира раскрываются постепенно по мере морального созревания человека. Иначе масонские истины могут «ослепить» человека и нанести ему непоправимый вред.

Шварц выступает как наиболее яркий представитель «религиозного крыла» русского Просвещения. Основываясь на философии Я. Беме (см. БЕМЕ Якоб), он подготавливал почву для восприятия российской общественностью немецкой классической философии и прежде всего натурфилософии Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), где наиболее ярко выражен мистический элемент.

Взгляды Шварца в контексте религиозно-философских исканий русских масонов оказали влияние на развитие сентиментализма (см. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ) и романтизма (см. РОМАНТИЗМ), нашли свое отражение в построении этики дворянского гражданского общества и более широко - в формировании опытной внецерковной религиозной антропологии.

Мировоззренческие ориентации и позиции Шварца нашли выражение на страницах «Московского ежемесячного издания» (1781), «Вечерней зари» (1782), «Покоящегося Трудолюбца» (1784).

Полезные сервисы